В девяносто первом году Украиной прокатилась инициированная Анатолием Лупыносом (чуть ли не единственным из политзеков поколения шестидесятников, кто никогда не признавал себя «диссидентом» или «правозащитником», а именовался «революционером – националистом») акция: регистрация граждан УНР. Эта акция принципиально выпадала из «легитимистской» парадигмы. Любой человек, всю жизнь проживший как законопослушный «совок», мог собраться с духом, подойти к регистрационному столику, заполнить простенькую анкету. И получить удостоверение, напечатанное на хреновой бумаге дешевым офсетом. Содержание – простое, как дверь: «Я, такой-то такой-то, являюсь гражданином незаконно оккупированной советскими войсками Украинской Народной Республики». И все. И никаких компромиссов с режимом. Есть МЫ, граждане несуществующей с 1920-го года Республики, и ОНИ – временная оккупационная администрация.
На мой взгляд, эта акция сильно недооценена историками. По плану организаторов, после регистрации первого миллиона «граждан УНР» должно было начаться формирование «органов власти УНР» - параллельных органов власти, никак не связанных с существующей «легитимной» властью УССР, и готовых в критический момент взять на себя всю полноту ответственности за судьбу страны. Увы, не успели. Но лавина покатилась – за первые месяцы акции зарегистрировались более шестисот тысяч «граждан УНР», и наплыв желающих нарастал. То есть как минимум столько людей уже ментально освободились из советского плена, а ведь любая революция вначале происходит в головах, и лишь затем выплескивается на площади.
Не берусь судить, как бы дальше развивалась акция, но ГКЧП «выстрелил» слегка рановато. Нам не хватило года или двух, чтобы соскочить с иглы «легитимности», и дозреть до идеи построения своей страны «с нуля».
Немає коментарів:
Дописати коментар